Рус
Бел

Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь Камітэт па адукацыі Светлагорскага раённага выканаўчага камітэта

Дзяржаўная ўстанова адукацыі "Сярэдняя школа № 8 г. Светлагорска"

Пункт карэкцыйна-педагагічнай дапамогі

Дорогие родители! 

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Общие положения

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
-

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);


-

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);


-

автоматизация звука в предложениях;


-

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;


-

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;


-

автоматизация звука в разговорной речи.



В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

 

Желаем Вам успехов в занятиях, радости в общении!

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Речь — это сложная функция и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Один из главных показателей подготовленности ребенка к школе — уровень его умственного и речевого развития, так как первое, что потребуется от ребёнка в учебном процессе—это умение слушать собеседника, отвечать на поставленные вопросы. Для того, чтобы речь ребёнка была яркой, образной, нужно родителям учить детей наблюдать окружающую их жизнь, природу, стараться фиксировать их внимание на том, что они видят во время прогулок, экскурсий.

В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро).Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Основные критерии речевой готовности к школьному обучению:

Сформированность звуковой стороны речи.

Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. К сожалению, довольно часто дети, которым идти скоро в школу, “сюсюкают”, картавят, неправильно произносят слова. Иногда причиной этого является “сюсюканье” взрослых, считающих, что с малышами надо разговаривать на “птичьем” языке. Даже недолгое пребывание в неблагоприятной языковой среде приводит к тому, что ребенок начинает неправильно произносить слова (велисапед, калидор, небель и т.д). В таких случаях необходимо стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение.

Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.  Перед школой ребенок может уже осознанно анализировать речь, если его этому научить: может проводить звуковой анализ, очень любит играть “в слова”, “ловить звуки”, подбирать слова ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова. Поэтому целесообразно предлагать ребенку такие игры:

“Стать волшебником легко. Преврати слово в гусеницу!”

Сегодня мы научимся превращениям. Для этого мы будем записывать слова особенным образом: не буквами, а кружками. Каждая буква — кружочек. Я произнесу слово, а ты, внимательно выслушав, запишешь его: сколько букв в слове, столько ты нарисуешь колечек-кружков. Произнеси слово “рак”. Сколько кружков надо нарисовать? Три. Посмотри, у нас получилась короткая цепочка из кружочков. Она похожа на маленькую гусеницу. Попробуй превратить в гусениц другие слова. Начинаем!

Слова для диктанта:

УМ, СОК, ЗВЕЗДА, СОСНА, ДОРОЖКА.

“Слова вокруг нас”

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

Сформированность словаря и навыков словообразования.

Дети должны уметь объяснять значения слов сложной слоговой структуры, например: пылесос, аквариум, землетрясение, экскурсия, милиционер; описывать предмет по трём признакам: форма, цвет, величина. Также ребёнок должен знать названия частей предметов, например: у чайника – носик, ручка, крышка. Подбирать антонимы, например: высокий – низкий, широкий – узкий, пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных.

Сформированность грамматического строя речи: правильно образовывать формы родительного падежа (много яблок, а не “яблоков”, много окон, а не “окнов”), составлять предложения из слов, предъявленных в начальной форме (Мальчик, открывать, дверь. Сидеть синичка на ветке.). Уметь строить предложения, составлять небольшие рассказы и сказки, делить простые предложения на слова, владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание, составлять самостоятельно рассказ-описание.

Довольно часто причиной обращения родителей к логопеду является только заметные для окружающих речевые проблемы ребенка. И только в процессе обследования, выявляются проблемы, сопутствующие речевым нарушениям: задержка психического развития, нарушения слуха, нервно-психические заболевания. В речевое развитие ребенка свои отрицательные коррективы вносят также различные ситуации социально-биологического характера, где социальный статус семьи имеет не последнее значение.

Ежегодно всесторонне обследуя развитие первоклассников, следует отметить, что у большинства из них наиболее часто встречаются следующие нарушения:
  • несформированность звуковой стороны речи;

  • незаконченность формирования фонематического восприятия;

  • бедность словарного запаса;

  • нарушения в грамматическом оформлении речи;

  • ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх. К 6 — 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

У школьников с нарушениями произношения звуков, недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Чтобы не допустить этого, нужно:
-

вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи;


-

начать логопедическую работу с ним до школы (чем раньше, тем лучше);


-

ежедневно заниматься с ребенком (выполнять рекомендации логопеда по развитию речи).



Занятия должны быть не продолжительными (в пределах 20 минут), но ежедневными.

Многие родители думают, что всё ребёнок узнает в школе, но современная жизнь предъявляет новые требования к детям и от того, как вы подготовили дочку или сына к учёбе в школе в раннем дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в начальном, но и в среднем звене.

Наша задача убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей.

Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше — подключать игру, показ, действие.

Учить ребенка  весьма не просто. В особенности, если обучающий не обладает достаточным педагогическим опытом и навыками. Сложно, но очень даже можно! Главное, чтобы ребенок не воспринимал образовательный процесс как наказание за разбросанные  по полу игрушки, а вы – как ежедневную получасовую каторгу. А достаточно этого можно, следуя весьма нехитрым (но очень полезным!) советам, которые мы осмелились предложить вам:

Совет №1.
  • Во время обучения поддерживайте у ребенка положительный эмоциональный настрой.

Совет №2.
  • Наберитесь терпения! Темп усвоения материала у всех детей разный; если ребенок ошибся, покажите, как исправить ошибку.

Совет №3.
  • Превратите процесс обучения в веселую и занимательную игру. Тем самым вы будете поддерживать у ребенка интерес к знаниям, к познанию нового.

Информация для родителей

Целью диагностической деятельности государственного ЦКРОиР является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования.

В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией путем:
  • Изучения характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка;

  • Выявления вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;

  • Определения соответствия (или несоответствия) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно-нормативному развитию;

  • Оценки уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;

  • Определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.

Согласно Кодексу об образовании Республики Беларусь (ст. 265 п. 2):

«Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития проводится с согласия и в присутствии его законного представителя.

По результатам психолого-медико-педагогического обследования составляется заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, содержащее рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.

Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, рекомендованной государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, осуществляются с письменного согласия его законного представителя.

Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а в случае отказа законного представителя поставить подпись — и членами психолого-медико-педагогической комиссии».

Перечень необходимых документов для проведения психолого-медико-педагогического обследования (согласно ст.265, п.2 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании»;  гл.4, п.20 Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 №128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования»):

  1. Медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета).
  2. Выписка из медицинских документов.
  3. Психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением, в котором обучается или воспитывается ребенок.
  4. Результаты продуктивной деятельности ребенка:
    • рисунки, аппликации и др. (для дошкольника);
    • тетради по русскому языку, математике и др. (для школьника).
  5. Заключение ВКК (обязательно для детей, которые обучаются на дому по специальной программе. В день обследования родители должны предоставить в ПМПК новое заключение ВКК о том, что ребенку показано обучение на дому с указанием периода).
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится:
  • При переходе ребёнка с особенностями психофизического развития из дошкольного учреждения в учреждение общего среднего образования (среднюю школу);

  • При переходе ребёнка с особенностями психофизического развития из начального в среднее звено учреждения общего среднего образования.

  • При окончании ребёнком с особенностями психофизического развития базовой или средней школы;

  • Если ребенок испытывает трудности в усвоении программного материала дошкольного или среднего образования;

  • При принятии решения о переводе ребенка на другую учебную программу;

  • Когда подошел срок переобследования (указан в заключении ЦКРОиР);

  • По запросу законных представителей, если они хотят знать актуальный уровень развития ребенка.

Рекомендации родителям
  • Приходите на комиссию вовремя с полным пакетом документов — это сэкономит Ваше время.

  • Будьте терпеливы, если обследование предыдущего ребёнка задерживается — каждый случай индивидуален.

  • Очень важен положительный эмоциональный фон ребёнка — это позволит быстрее установить с ним контакт.

  • По возможности чётко формулируйте цель вашего визита к нам.

  • Не вмешивайтесь в процесс обследования — этим Вы мешаете своему ребёнку сосредоточиться на выполнении задания, а специалист не сможет адекватно оценить уровень его умений и навыков.

  • Все интересующие вас вопросы Вы сможете задать по завершении обследования. У Вас должно сложиться чёткое представление о Ваших дальнейших действиях.

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык малыш входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее знание русского языка необходимо для полноценного общения и изучения разных школьных предметов.

В развитии речи ребёнка следует обратить внимание на:

  1. Состояние звукопроизношения. Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки.    Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения: они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое речевое нарушение.
  2. Состояние фонематических процессов. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
  3. Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик). А также словоизменение (стул — стулья), согласование (желтый мяч) и управление (вышел из дома, рассказал о друге). Любые недостатки речи ограничивают общение со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы ребёнка.
  4. Состояние связной речи, умение самостоятельно сформулировать и высказать свои мысли. Составлять, пересказывать простые тексты.

Если у вашего ребёнка есть нарушения в развитии речи необходимо своевременно обратиться к специалистам, а ещё обязательно дома с детьми выполнять различные речевые упражнения.

Предлагаю ряд упражнений на  развитие фонематического слуха и речевой моторики.

 

Развитие фонематического слуха

Повторите слова парами:
Шутки – сутки                    жар – шар
Миска – шишки                 Саша – сажа
Крыса – крыша                  накал – шакал
Топот – шепот                    бык – шик
Стык —  штык                       дар – шар
Споры – шпоры                 мыло – шило

 

Развитие речевой  моторики

  • высовывать язык наружу «лопаткой»  / бя-бя, мя–мя/
  • высовывать язык «жалом»
  • присасывайте спинку языка к небу сначала при  закрытых  челюстях, а затем при раскрытых / «лошадка»/.
  • присасывайте язык  без отрыва от неба с раскрыванием и закрыванием рта / кончик языка касается верхней десны /  «гармошка»/
  • кончик языка подводите под верхнюю губу и  со  щелканьем отрывайте, втягивайте вниз — назад

Звуки  – ш –  , – ж – упражнения:

  • для губ: округлить губы и вытянуть вперед, как при звуке  о. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов.
    Расслабить губы и повторить 5 – 6 раз
  • при развитии выдоха: округлить  губы, с силой вытолкнуть воздух, контролировать выполнение ладонью / теплая струя воздуха/
  • для языка: поднять язык к передней части неба с помощью плоской палочки, подложенной под язык. Кончик языка поднять к небу. Зубы разомкнуть, губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время, повторить 8-10 раз.

 

Артикуляционная гимнастика

  1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простого к более сложному.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.
  3. Количество повторов  каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.
  5. Выполняется данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
  6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня
  7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое – либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
  8. После освоения ребенком начального комплекса гимнастики рекомендуется постепенно добавлять упражнения  с учетом индивидуальных дефектов произношения.

 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С – СЬ – З – ЗЬ

1. Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Мы понравимся лягушкам.
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.

 

2. Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их опускаю
И на место возвращаю.

 

3. Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на
счет  до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

 

4. Накажем непослушный язычок
Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая. Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его « пя-пя-пя-пя-пя».

 

5. Киска сердится
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет – «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка
Кошка  глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.

 

6. Упрямый ослик
Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание: —  ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

 

7. Трубочка
Открыть рот, свернуть языктрубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
Язык сложим в трубочку –
На дудочку похоже.
Подудеть на дудочку
Без дудочки мы можем.

 

8. Чистим нижние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком Языка  «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи, и внутри,
Не болели,  чтоб они.

 

9. Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в   верхние, то в нижние зубы.  Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.

 

10. Посчитай нижние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди  в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.  
С языком случилось  что – то,
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что – то
Вытолкнуть за губы.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков  Ш – Ж – Щ – Ч

1.Лягушка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Чтоб  понравиться лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.

 

2. Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

 

3.   Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.  Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

 

4.Накажем непослушный язычок

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая. Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его « пя-пя-пя-пя-пя»

 

5.Чашечка

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи,
А   края приподними.
Получилась славная
Кругленькая чашечка.

 

6.Бублик

Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счет до пяти.

 

7.Фокус

Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

 

8. Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка как цокает лошадка. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой..
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг  сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.

 

9. Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо  от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.
Приглашаем маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

 

10. Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот. Язычком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз / можно помазать ее вареньем/. Нижняя губа не должна обтягивать зубы /можно оттянуть ее вниз рукой/.

 

11. Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на  ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой

 

12. Гармошка

Положение языка кА в упражнении «Грибок», губы в улыбке.  Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармощке я играю,
Рот пошире открываю,
К  небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л – ЛЬ

1.Лягушка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Чтоб  понравиться лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.

 

2.Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их опускаю
И на место возвращаю.

 

3. Лопатка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на низ зубы.

Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

 

4. Накажем непослушный язычок

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая. Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его « пя-пя-пя-пя-пя»

 

5. Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот. Язычком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз / можно помазать ее вареньем/. Нижняя губа не должна обтягивать зубы /можно оттянуть ее вниз рукой/.

 

6. Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в   верхние, то в нижние зубы.  Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.

 

7. Пароход

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

Паровоз без колес!
Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!

 

8. Индюк

Приоткрыть рот , положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее.  Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось: бл-бл-бл-бл-бл».  Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Индюку и лучший друг:
Честно скажет:
—  Ты – индюк!

 

9. Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо  от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна, двигаться.

Красить комнаты пора.
Приглашаем маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

 

10. Чистим верхние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка « почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.

 

11. Посчитаем зубк

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди  в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось  что – то,
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что – то
Вытолкнуть за губы.

 

12. Поймай звук Л

Улыбнуться. Во время произнесения звука —  А  — широкий кончик языка закусит  зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук – Л

 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р — РЬ

1. Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в   верхние, то в нижние зубы.  Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз

 

2. Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо  от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.
Приглашаем маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

 

3. Чистим верхние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка « почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.

 

4. Посчитай верхние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди  в каждый верхний зуб с внутренней стороны
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось  что – то,
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что – то
Вытолкнуть за губы.

 

5. Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка как цокает лошадка. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой..
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг  сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома  нету

 

6. Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на  ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой

 

7. Гармошка

Положение языка ка в упражнении «Грибок», губы в улыбке.  Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармощке я играю,
Рот пошире открываю,
К  небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

 

8. Барабан

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук – Д-Д-Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы / ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой.

В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
« Д-д-д-д-д»

 

9. Комарик

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык в верхние зубы, длительно произнести звук З /если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».

 

10. Моторчик

Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д-Д- Д-Д-д или З-З-З- /за верхними зубами, см. упр. «Комарик» или «Барабан»/ быстрыми движениями плоской ручкой чайной ложки или деревянным шпателем, соской, надетой на палец или просто чистым прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок  у  нас – мотор!
Заводи  его, шофер

Это маленький дружок –
Твой веселый язычок.
Чтоб он ловким был, умелым.
Чтобы слушался тебя
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом шутя.
По утрам он чистил зубки
Нету лишней ни минутки
Чистить зубы тщательно
Надо обязательно.
В рот водички он набрал
И его прополоскал.
Тик – так, тик – так
Ходят часики
Вот так!
Язычку пора вставать
Хватит спать!
Поспешил на кухню он,
Мама там накрыла стол.
Любит язычок крепкий чай
Ну – ка, чашку подставляй!
Ах, какое наслажденье
Есть вишневое варенье!
Губки все испачкал
Просто объединенье!
В лес  зашел наш язычок
И зашел  он там грибы!
Был грибок на  тонкой ножке
Ты клади его в лукошко!
Сел в большую лодку он
И приехал к себе в дом!
Язычок взял барабан
И ударил – ТАРА – РАМ
Барабана страшный гром,
Оглушил огромный дом.
звуков «Ш»

Дифференциация звуков «Ш» и «С»

Дифференциация  в начале слова.

Задание 1.
Отработать звуки в слогах.
са – ша      со – шо     су – шу     сы – ши     сэ — ше

Задание 2
Найти картинки, в названии предметов которых есть звуки «Ш», «С»
Отработать произношение этих слов / отраженно\
Ш — Ш  —  Ш – апка
Ш – Ш – Ш – уба
Ш – ш – ш —   ар

Задание 3
Повторить за мамой
Сад – шалун
Шапка – санки – шарф
Сын – сом – сад – шаг – шум – шина

Задание 4
Дидактическая игра «Дополни предложение»
Работа с картинками.
Мама говорит начало предложения и показывает картинку.
Ребенок продолжает предложение.
У Сани……… шаль.
У Сани………шапка.
У Сани………шарфик.
У Шуры………сом.
У Шуры………санки.
У Шуры………Сумка.

Задание 5
Дидактическая игра «Разложи картинки в конвертики»
1 конверт для картинок, где есть звук «С»
2 конверт для картинок, где есть звук «Ш»

Задание 6
«Я расскажу тебе рассказ, а ты расскажешь его куклам»

У Оли собака Шарик. Шарик любит сахар. Саша дала Шарику сахар.
Шарик съел сахар и стал играть сапогом. Шарик унес сапог. Оля ищет сапог!

 

Советы учителя – логопеда родителям

Упражнение для развития фонематического восприятия
Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку.
Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово,
выбрав его из трех предложенных вариантов. При затруднении и выборе нужного слова взрослый зачитывает двустишие  во всех трех вариантах.

Съел Сережа на обед
Целых пять больших……. /сосисок, бананов, котлет/

Раскрывает жаба рот,
Громко песенку…………/кричит, поет, квакает/

Мне,  Наташа, очень жаль,
Что твой пес умчался в …… /прочь, вдаль, далеко/

По дороге в тучах пыли
Пронеслись… /мотоциклисты, кони, автомобили/

Смотрит слон – дорожный знак,
Не поймет его…… /совсем, никак, ничуть/

Стал Выпь с утра вопить:
—Есть хочу, хочу я……. /пить, танцевать, учиться/

На мяч набросился щенок,
Схватил его и……… /наутек, убежал, разгрыз/

Курица кричит: «Бегу
Перья гладить к………/подруге,  к гусю, утюгу/

Стали громко петь еноты,
Даже разучили……../слова, стихи, ноты/

Приготовлены постели для ежей
У старой……….. /сосны, липы, ели/

Топором рублю дрова
Трах полено.  Стало……./три, два, пять/

Я надел большую шляпу,
Чтоб похожим стать на………/ Бармалея, папу, Буратино…/

Подвернула я панаму
Чтоб похожей стать на   ……./ маму, артистку, поп модель/

И птице, и рептилии
Обидно без……… /фамилии, паспорта, квартиры/

И встарь, и в наши времена
Имеют люди……../документы, имена, оружие/

Эй, любезная ворона!
Отойдите от………/самолета,  вагона, автомобиля/

В дальний путь берет верблюд
Два горба готовых……./завтраков, блюд, обозов/

Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
ТУ – КА  — ПО                                           КУ – ПА – ФО — МЫ
КУ – ТЫ –ПА                                           МУ – ДО — НА — — ТЫ
ВЫ – КА – ТУ                                          ДУ – ХА – МЫ — КО
ХО – НА – МЫ                                        ПА – ДУ – ВЫ — МО
ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЫ

1. Вслед за взрослым ребенок произносит 4 имени,  Затем выбирает и называет одно имя, которое отличается  по звучанию от остальных
Витя  — Митя – Катя – Полина
Полина – Алина – Ада – Галина
Вика – Лиана  — Татьяна – Ульяна
Инна – Тина – Любовь  —  Дина
Таня – Оля – Ваня  — Маня
Инна – Лиина – Таня – Дина
Коля – Дима – Толя  — Поля

2. Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками
ТУ – КА  — ПО                                           КУ – ПА – ФО — МЫ
КУ – ТЫ –ПА                                           МУ – ДО — НА — — ТЫ
ВЫ – КА – ТУ                                          ДУ – ХА – МЫ — КО
ХО – НА – МЫ                                        ПА – ДУ – ВЫ — МО
ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЫ
ТКА – ТКО – ТКУ – ТКЫ
ТМА – ТМО – ТМУ – ТМЫ
ПНА – ПНО – ПНУ – ПНЫ
ТФА – ТФО – ФТУ – ФТЫ
КНУ – КНО – НКЫ — НКА

3. Работаем над произношением звука /С/ в слогах и словах
Артикуляционная гимнастика каждый день по 10 – минут /утром и вечером/
Произносить длительно звук СССССССССС на одном выдохе
/ контроль ладошкой – холодный ветерок/
Произнести слоги, утрируя звук /С/
Ас —  ос – ус – ыс

4. «Запомни и повтори»
ас – ос – ус / повтори
ос – ус – ас  / повтори
ус – ас –ос  / повтори
Повторить слова медленно, утрируя звук /С/
Нас, ананас, квас, компас, фокус, фикус, нос. Поднос, кокос, кактус, автобус

5.«Отхлопай в ладошки музыку» / ритм
ас – ас ————ас-ас-ас
ос—————ос-ос-ос
ус-ус- ус—————ус-ус

6. «Повтори за мамой и выучи».
Чистоговорки
Ас-ас – ас – у нас дома ананас.
Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос
Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус.

7. Работаем над произношением звука /Ш/ в слогах и словах
Артикуляционная гимнастика каждый день по 10 минут /утром и вечером/
Произноси звук Ш- Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-на выдохе
/ контролировать ладошкой – теплый воздух/
Проговорить медленно слоги, утрируя звук /Ш/
Аш-ош-уш

8. «Запомни и повтори песенку»
аш-ош-уш / повтори/
Ош – уш – аш / повтори
Уш-аш-ош / повтори

9. Проговрить слова медленно, утрируя звук /Ш/.
ваш, наш, душ, тушь, мышь, малыш

10. Проговрить предложения – потешки.
Наша Маша под душем моет шею и уши.
Ваша Маша под душем моет шею и уши.

 

Дифференциация звука «С» в слогах со стечением согласных

1. Артикуляционную гимнастику выполнять каждый день по 10 минут.

2. Произносить звук С-С-С-С-С длительно на одном выдохе.

3. Упражнение на развитие слухового восприятия «Запомни и повтори».
Ста – сто –сту – сты
Сто – сту – сты – ста
Сту – сты- сто- ста
Сты – ста – сто – сту

4. Повторить слова медленно, утрируя звук «С», а потом нормально, но следить за правильным  произношением звука «С».
Стадо, стадион, стакан, статуя, станок, стадион,
стой, сток, стопка,
ступенька, поступать, выступать стук,
стык, мосты, посты

5.Чистоговорки произносить за мамой.
Ста – ста – ста – стоит киска у моста     Сты – сты – сты – новые кусты
Сто – сто- сто – Саня спит под мостом. Сту – сту – сту – солдат на посту
Автоматизация звука в слогах и простых словах

Артикуляционную зарядку делать каждый день по 15 минут
вечером перед зеркалом.

Давать ребенку пластилин, пусть лепит знакомые буквы.
/ Развиваются мышцы пальцев/

Разминка для кистей и пальцев рук  «Кулак – кольцо».
/Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо/.

Голосовые и дыхательные упражнения:
— надувание щек одновременно и поочередно
-выдыхание щек  в бока с прикушенным  кончиком языка.
— «Пароход гудит» — длительное гудение – ы-ы-ы-ы- с прикушенным кончиком языка и «улыбкой» / попеременно шепотом, тихо, громко/.

Произносить звук Л_Л_Л_Л_Л многократно и отрывисто.
Произносить слоги с изменением ритмического рисунка.
Ал – ал ———- ал-ал-ал
Ол- ол———— ол-ол- ол
Ул – ул ———- ул-улу-ул

Проговорить слоги и слова / 2- 3 раза/
Ал – ал – ал – бал                         ул – ул – ул – мул
Ал-ал-ал-  мал                                ул – ул – ул   — стул
Ал-ал –ал – вал                             ел – ел – ел – иел
Ал-ал-ал   — зал                               ел – ел – ел – сел
Ол-ол-ол- — пол                              ыл – ыл –ыл – ныл
Ол-ол-ол- — гол                               ыл-ыл-ыл – выл
Ол-ол-ол-  зол                                ил-ил-ил  — мил

«Запомни повтори»
бал – бол                                   был – бил
бал – бол – был                       бал – бол – был – бил
кол – пол –тол                         кол – пол- тол – зол
был – выл – мыл                     был – выл – мыл – ныл

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Юшкевич Е. А.

11.00-11.45

12.45-13.15 обед

13.15-18.50

Тимощенко Е.В.

11.50-12.35

12.35-13.05 обед

13.05-18.20

Юшкевич Е.А.

12.10-18.00

Тимощенко Е.В

10.15-11.40

11.40-12.10 обед

12.10-17.45

Юшкевич Е. А.

11.05-12.40

12.40-13.10 обед

14.05-19.00

Тимощенко Е.В.

10.25-11.00

11.40-12.10 обед

12.55-18.40

 

Юшкевич Е. А.

11.00-11.45

12.45-13.15 обед

13.15-18.30

Тимощенко Е.В.

11.45-12.30

12.30-13.00 обед

13.00-17.55

 

Юшкевич Е. А.

11.00-11.45

12.45-13.15 обед

13.15-18.00

Тимощенко Е.В.

12.45-17.45

День недели Время проведения консультации Участники

Тимощенко Е.В.

Первый и второй четверг месяца

Третий четверг месяца

17.55-18.25

17.55-18.25

Законные представители учащихся

Пед. работники

Юшкевич Е.А.

Первый вторник, четверг месяца

Третий четверг месяца

18.00-18.30      18.30-19.00

18.30-19.00

Законные представители учащихся

Пед. работники